Молчание золото

Молчание золото

Ровно год назад, аккурат после очередной церемонии вручения «Оскара», «Большой» начал «обратный отсчет», во время которого мы вспоминали фильмы - победители той самой церемонии эпохи «нулевых». Скажем честно - нам это надоело. А потому сейчас заканчиваем тем, с чего начинали. Итак «Артист», главный «Оскар - 2012».

84 - я церемония вручения премии «Оскар» утомила тоскливой предсказуемостью. Политкорректные награды, уважение и идиллия вместо интриг, сплетен и дискриминации. Под многотысячные овации зрителей примирились, наконец, французский и американский кинематографы. Теперь уже французы не станут так яро упрекать Голливуд в удержании места ведущей кинодержавы: главный «Оскар» за «Лучший фильм» сделал реверанс Великому Немому и уехал на родину кинематографа.

Фильм «Артист» —тонкая режиссерская ирония Хазанавичуса, намекающего, что лучшее время американского кино было, пока экран молчал. Недаром первый титр «Я не буду говорить! Я не скажу ни слова!» отсылает нас к революционной для кино эпохе перехода к звуку. Для кого-то это время стало кризисом, совпавшим с началом Великой депрессии, для других —уникальной возможностью заявить о себе, для истории кино —новым этапом.

На эту тему кто только не иронизировал. Гений немого кино Чарльз Чаплин, который продаст марки, как-то пошутил, мол, все-таки жаль немое кино, какое удовольствие было видеть, как женщина открывает рот, а голоса не слышно. На роль такой женщины Хазанавичус пригласил свою супругу, актрису Беренис Бежо. В паре с Жаном Дюжарденом в образе эдакого мачо они пляшут, гримасничают и лицедейничают. И все бы ничего, но не под силу уже современному кино и современным актерам играть по правилам немого. Все ключевые эпизоды и факты прочитываются не на лицах актеров или в крупных планах —все в титрах. Не будем упрекать в этом Хазанавичуса, просто понастальгируем о невозвратном.

«Артист» не первая попытка вернуть на экраны немое кино, но, безусловно, самая успешная. И если канадские или аргентинские пробы были стилизацией, выдержкой в эстетике фильмов 20 - х годов, то работа Хазанавичуса идет дальше. Режиссер перенимает аутентичный экранный опыт и вдыхает в него жизнь, наполняет фильм цитатами, гэгами, трюками и шутками, которые заставляют современного зрителя в зале переживать те же эмоции, что и публика фильмов 20 - х годов.

Дата: 21 апреля 2012